Қазақстан Республикасының Президенті Н.Ә.Назарбаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. 2001 жылғы қыркүйек.

О ПОЛОЖЕНИИ В СТРАНЕ И ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НА 2002 ГОД

Уважаемые депутаты! Дорогие казахстанцы!

Определенно можно сказать, что жизнь подтвердила правильность сделанного нами выбора модели открытой рыночной экономики и демократического развития.

Крайне важно то, что наши реформы были социально ориентированы. Это позволило избежать крупных политических катаклизмов, которые произошли в некоторых других странах, вступивших на реформенный путь.

Теперь многие явления нашей жизни подразумеваются как само собой разумеющееся.

И свобода предпринимательства, и новая налоговая, бюджетная, банковская системы, и частные предприятия, крестьянские, фермерские хозяйства и многое другое.

А ведь еще 8–10 лет назад ничего этого не было, даже эти идеи воспринимались далеко не однозначно. Достаточно вспомнить, какие на этот счет были дебаты в обществе, и какие звучали обвинения в адрес властей.

С большим трудом менялось общественное сознание.

Но все это мы преодолели. Мы заложили основы новых экономических отношений, создали практически на пустом месте рыночные механизмы.

Сейчас экономика страны находится на подъеме – прирост валового внутреннего продукта в первом полугодии этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет более 14 процентов. Ведется восстановление и создание новых производств, активно строится инфраструктура, поднимается село.

Рост сельскохозяйственного производства по итогам полугодия составил более 5%. Беспроцентные кредиты, выделенные государством, способствовали хорошему проведению посевной и подготовке уборочной кампании. В этом году село не испытывало проблем ни с ГСМ, ни с подготовкой техники. Благополучному положению помогли принятые для села законы, а также активная работа Правительства и акимов. И мы ждём, что в этом году крестьяне порадуют хорошим урожаем.

Дает свои результаты политика импортозамещения. Нашими отечественными товаропроизводителями на 2001 год заключено договоров с сырьевым сектором экономики на 220 млн. долларов, или в 2,2 раза больше, чем в прошлом году. Исполнение этих договоров составило в I полугодии 54% и подтолкнуло развитие перерабатывающих производств: объем производства в машиностроении вырос на 40%, текстильной и швейной промышленности – на 20%.

За это мы благодарны инвесторам Казахстана, работающим на крупных предприятиях страны. Восстановлены практически все крупные и много средних предприятий Казахстана.

Продолжается развитие железных дорог, мы начинаем строительство стратегической по своей важности железной дороги “Донское – Краснооктябрьский рудник”, которая соединит центральные районы нашей страны с западным регионом, в частности – портом Актау.

Объем депозитов в банковской системе составил на 1 августа т.г. 393 млрд. тенге, кредитные вложения банков в экономику – 397 млрд. тенге, или более 2,5 миллиардов долларов США, что намного больше, чем было еще два года назад.

Депозиты физических лиц в банках страны превысили 150 млрд. тенге и составили более одного миллиарда долларов США.

Инвестиции в основной капитал растут высокими темпами – около 30%, выдерживается политика снижения уровня инфляции.

Росту внутренних инвестиций способствовала и успешно осуществленная акция по легализации денег наших граждан, позволившая вывести в официальный учет около полумиллиарда долларов, в том числе и вернуть деньги в экономику страны.

Реализуется крупная общенациональная задача по строительству и обустройству новой столицы – Астаны, которая в кратчайший срок состоялась как административный центр, дающий импульс всей нашей экономической и общественно-политической жизни и ставшей притягательным городом для всех казахстанцев и хорошим примером развития для других городов страны. Восстанавливаются областные центры – Кокшетау, Талдыкорган, постепенно приобретают современный облик почти все областные центры и, в последний год – районные центры.

Строятся и ремонтируются больницы, школы, объекты культуры и спорта. Закончена компьютеризация всех школ Казахстана.

Я думаю, что мы можем поздравить наши школы не только с новым учебным годом, но и с этим важным историческим событием.

Растущая экономика позволяет успешно решать и социальные задачи. Только за два последних года среднедушевые номинальные денежные доходы населения выросли на 30%, реальные – более чем на 12%.

Все социальные пособия и пенсии, заработная плата в бюджетных организациях выплачиваются своевременно. Минимальный размер пенсии увеличен с 3 тыс. тенге в 1999 г. до 4 тыс. тенге в 2001 году, или на одну треть.

Растет число рабочих мест. Уровень занятости экономически активного населения достиг 90,2%. Только на крупных и средних предприятиях численность работающих увеличилась на 6,1%. Активно развиваются общественные работы, дающие новые рабочие места людям.

У нас образовалась прослойка самозанятых, т.е. людей, которые сами обеспечивают себя и свою семью. Это почти 3 млн. человек. Сформировался и плотный социальный слой современных менеджеров, высококвалифицированных специалистов, работающих в национальных компаниях, в банковской сфере, в предпринимательских структурах, на предприятиях и фирмах с иностранным участием.

Эти социальные группы и составляют сегодня основу крепнущего казахстанского среднего класса. Для них экономический прогресс неотделим от вопросов стабильного развития страны. Их устремлениям отвечает дальнейшая либерализация общества, демократизация политической системы.

Можно смело утверждать, что за эти годы мы создали общество, в котором действуют реальные демократические институты.

Государственное устройство Казахстана базируется на демократическом принципе единства государственной власти и её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Гарантией слаженной работы всех ветвей власти стала утвердившаяся президентская форма правления. Нет никаких оснований для изменения такого государственного устройства.

Сильная исполнительная власть стала основой стабильности в обществе и одним из главных факторов успеха экономических реформ, где Казахстан является лидером среди стран СНГ. Это признаётся международными экспертами.

Мы добились успехов и в реформировании государственной службы, и многие наши соседи с интересом изучают наш опыт.

Укрепляются гражданственность и патриотизм людей, их уверенность в завтрашнем дне: так, в прошлом году число людей, желающих принять гражданство Казахстана, превысило число желающих выйти из него в 2,5 раза.

В атмосфере новых ценностей выросло уже целое поколение молодых казахстанцев, для которых рынок и свобода являются понятиями незаменимыми.

Наши граждане получили свободы – и экономические, и политические, в стране все эти годы царят мир и согласие. И это, пожалуй, главный результат десятилетия, главный двигатель нашего развития.

* * *

Однако, все положительное, достигнутое за эти годы, не должно создавать впечатления, что все проблемы текущего и стратегического характера решены, и едва ли настало время почивать на лаврах. Тем более что недоработок и угроз у нас пока еще более, чем достаточно. Поэтому крайне важно критически осмысливать ситуацию в стране.

Мы обязаны учитывать грядущие вызовы, представляющие серьезную угрозу безопасности и независимости нашей страны.

Это – череда экономических кризисов в мире, нестабильность на наших южных границах, расширение зон кровопролитных конфликтов, рост терроризма, распространение наркомании и СПИДа, эскалация преступности во многих государствах. Все эти опасные явления могут иметь негативные последствия и для нас.

Практически все главные задачи, которые мы должны решать, изложены в “Стратегии развития Казахстана до 2030 года”. Ее положения постоянно конкретизируются в мероприятиях и программах, в том числе планах на среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Во исполнение Стратегии развития до 2030 года по моему поручению разработан 10-летний стратегический план развития нашей страны, учитывающий все обоснования внешних и внутренних угроз, о которых говорилось выше. В этой связи заслуживают внимания некоторые другие тенденции.

Мировое сообщество после крушения социалистической системы находится еще в первой стадии строительства нового миропорядка, продолжает динамично развиваться, ведет поиск стратегического равновесия.

Важнейшим фактором развития является глобализация и регионализация мировой экономики.

Усиливается движение в сторону многополярного мира. Такая тенденция соответствует стратегическим интересам Казахстана.

Обладая мощным сырьевым, земельным и стратегическим транзитным потенциалом, сформировав открытую и рыночную экономику, Казахстан не может и не должен оставаться в стороне от геополитических и геоэкономических процессов.

Поэтому решение наших долгосрочных стратегических задач, будет во многом определяться тем, в какой мере мы способны наращивать темпы и динамику строительства сильной и конкурентоспособной экономики.

При этом должны обеспечиваться соответствующий уровень жизни и гарантии свобод для наших граждан, укрепляться безопасность страны.

В этом – главная миссия всех ветвей власти на предстоящее десятилетие.

Принципиально важно, чтобы Казахстан по-прежнему опережал все соседние государства и по уровню структурных преобразований в экономике, и по уровню социального развития.

В сфере социально-экономического развития мы ставим перед собой следующие основные цели до 2010 года:

продолжить формирование устойчивой и конкурентоспособной в отдельных секторах экономики;

увеличить, как минимум, вдвое объем валового внутреннего продукта;

добиться увеличения присутствия национального капитала в важнейших отраслях экономики;

значительно повысить благосостояние наших граждан.

В сфере политического и государственного строительства на предстоящее десятилетие ставятся следующие ключевые задачи:

продолжить создание эффективной системы взаимодействия трех ветвей власти;

обеспечить планомерное осуществление дальнейшей децентрализации государственного управления;

усовершенствовать механизмы выборного процесса;

содействовать дальнейшему развитию политических партий и институтов гражданского общества, укреплению внутриполитической стабильности, расширению прав и свобод граждан.

Решение задач модернизации экономики и демократизации нашего общества должно обеспечиваться в строгом соответствии с Конституцией и законами страны.

Внедрение в нашу жизнь законопослушания остается одной из основных задач общества, прежде всего правоохранительных органов страны.

В сфере внешней политики и укрепления безопасности страны нам необходимо решить следующие главные проблемы:

обеспечить дальнейшую интеграцию, усилить роль Казахстана в мировом сообществе;

принять активное участие в формировании эффективной системы региональной обороны;

завершить военную реформу и продолжить формирование современных Вооруженных Сил;

укрепить пограничные и внутренние войска;

завершить процесс делимитации границ по всему периметру и принять эффективные меры к решению других трансграничных проблем;

усилить работу по обеспечению экономической и информационной безопасности страны.

Ключевой остается сфера экономики. Опасения, что наше лидерство в реформах может нас самоуспокоить и будут потеряны темпы роста и динамика преобразований, имеют под собой основания.

Надо отдавать себе отчет, что наша экономика пока только начала свое развитие после глубочайшего кризиса и спада 90-х годов и находится не на достаточно высоком уровне.

Наш ВВП на душу населения динамично растёт в последние годы, и он один из наиболее высоких по уровню в СНГ. Но скажем и о том, что он не дотягивает пока до полутора тысяч долларов США.

Перед нами стоит огромная по своей важности задача серьезного увеличения объема экономики страны.

Следует осознавать, что не может быть вечной благоприятная внешнеэкономическая среда.

Мы сейчас наблюдаем циклическое ухудшение состояния мировой экономики и цен на сырьевые товары. В стране продолжает снижаться положительное сальдо торгового баланса.

Поэтому, мы должны пойти не по пути раздачи всего, что накопили за последние два года, как предлагают некоторые политики, а накапливать ресурсы. Каждая семья старается иметь средства, как говорят, на “черный день”. Так и страна, как большая семья, должна обезопасить себя от всяких неожиданностей. Это и есть мое основное задание Правительству и просьба к Парламенту при рассмотрении бюджета на 2002 год.

В этих условиях Правительство и Национальный банк должны определить среднесрочную макроэкономическую политику, разработать принципы обеспечения соответствия денежно-кредитной, включая курсовую, фискальной и индустриальной политики.

Должен отметить, что ощущается ослабление экономического содержания принимаемых решений, – как Правительством, так и на местном уровне. Это обусловлено низким по качеству уровнем планирования.

Неудовлетворительно идет бюджетный процесс, который превращается, по образному выражению одного из американских финансистов, в искусство равномерного распределения разочарований.

А проще говоря, – в предмет торга структур Правительства, Парламента и местных властей.

По-видимому, появление дополнительных доходов, усыпило государственные органы, особенно исполнительную власть, ослабило их стремление к поиску и мобилизации резервов, соблюдению принципов экономии бюджетных средств. Все министерства и акимы областей в процессе разработки бюджета 2002 года запросили ресурсов в 2 – 3 раза больше, чем им было выделено в этом году. По отношению к ним снижена планка требовательности со стороны Правительства.

Хочу высказать свое мнение: и министры, и акимы должны поумерить свой пыл.

Рост расходов к прошлому году должен быть минимальным по всем статьям, кроме расходов на повышение минимальных доходов граждан. Деньги, если они есть, надо вкладывать в развитие новых производств, инфрастуктуры, в создание новых рабочих мест.

Тихо “сошли на нет” все дебаты и дискуссии по поводу справедливого изъятия в пользу государства природной ренты, трансфертному ценообразованию, полнокровному сбору акцизов. И Правительство, и Министерство государственных доходов при снижении требований Парламента запустили этот участок работы. Это недопустимо.

Необходимо добиться полной прозрачности для общества в работе крупных предприятий и инвесторов, особенно в добывающей сфере. Дальнейшее затягивание этого вопроса недопустимо. Правительство и ответственные за этот вопрос министры должны показать здесь пример государственного подхода. Если каждая компания, работающая в Казахстане, будет честно показывать все свои денежные потоки, – сколько заработано, израсходовано, какая прибыль, тогда и разговоров не будет, что члены Правительства лоббируют чьи-то интересы.

Правительство должно добиться такой прозрачности.

Выборочные проверки показывают практически повсеместное нарушение правил государственных закупок – а ведь резервы экономии здесь значительные. Сначала под флагом экономии бюджетных средств, а затем, под нарастающим дождем бюджетных расходов, стали быстро плодиться государственные предприятия, которые стали работать сами на себя.

Правительство и акимы обязаны в кратчайшие сроки навести здесь порядок.

Несмотря на заметные успехи, необходимы дополнительные системные изменения в реальном сектореэкономики. Прежде всего, и речь об этом идет не первый год, следует установить ясность и прозрачность в отношениях собственности, учете и отчетности предприятий, процедурах банкротства и реабилитации, механизмах инвестирования и капитализации.

Без обновления и модернизации производства трудно рассчитывать на решение других задач, стоящих перед государством и обществом.

Для этого нужны средства. И немалые. Реальные же инвесторы вкладывать деньги в покупку акций предприятий, где нет ясности, не будут.

Пенсионные фонды, накопившие уже более одного миллиарда долларов, не имеют ни высокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразия финансовых инструментов. Почему? Потому, что работа по созданию фондового рынка по существу провалена. Внятных предложений по решению этих проблем от Правительства и Нацбанка мы не видим, хотя задача ставится из года в год.

Процедура банкротства из механизма очищения рынка нередко превращается в способ получения доходов для нечистоплотных дельцов.

Сейчас принят, наконец, закон о банкротстве. Правительству необходимо срочно разработать и задействовать механизмы его эффективной реализации.

Не достает Правительству и оперативности в реагировании на возникающие экономические проблемы.

Нас не может устроить качество региональной политики, непрозрачность неформальных рынков труда и процессов миграции.

Правительству на основе Концепции социальной защиты надо осуществить все необходимые мероприятия, чтобы с бюджетом 2003 года в стране была внедрена система обязательного социального страхования, которая будет стимулировать легализацию трудовых отношений.

Анализ налоговых поступлений однозначно показывает, что многие административные районы страны оказываются и будут убыточными. Их содержание на постоянной дотации в условиях рынка – дело бесперспективное. Как правило, и экологические условия проживания в них далеко не лучшие.

Хотим мы того, или нет, но люди из этих районов будут перебираться в города и лучшие районы, будет идти ускоренный процесс урбанизации. Это совершенно нормальное явление.

Государство не должно и не будет стоять в стороне от этих процессов.

Пора, наконец, разработать и сильную демографическую политику. Это – тоже задача Правительства на 2002 год.

Много вопросов у нас остается по системам жизнеобеспечения самого человека.

Мы вовремя и удачно провели коммунальные реформы. Но, как-то замалчивается ситуация с кооперативами собственников квартир.

А ведь здесь далеко не все так ладно, особенно с ремонтом жилищного фонда, который ухудшается, и никто никаких мер не собирается предпринимать.

Проведенные парламентские слушания так и не дали хорошего решения на этот счет.

Вообще в свете урбанизации и политики увеличения численности населения страны быстро обостряется проблема жилья, особенно дешевого. Разработанная же схема ипотечного кредитования, в соответствии с принятым Парламентом Законом, несмотря на ее перспективность и правильность, пока не всем по карману. Правительству надо заняться решением этого вопроса, тем более, что Закон это позволяет.

Остается высокой стоимость коммунальных услуг. Вместе с тем, при попустительстве местных исполнительных органов здесь действуют многочисленные посредники между производителями услуг и их потребителями. С этими искусственными посредниками все почему-то мирятся. Акимы всех уровней должны немедленно разобраться с этим, а Правительство – проконтролировать эту работу.

Продолжается практика ограничения конкуренции на рынках городов, где правят бал собственники базаров, акимы делают вид, что не знают этого, нет и должного санитарного надзора.

Как следствие: цены высоки, ассортимент узок, а качество хромает. Напоминаю акимам, что это их прямая недоработка, если не попустительство.

Сейчас осень, идёт распродажа выращенного урожая, овощей, фруктов, мяса. Создаётся впечатление, что приватизированные рынки не контролируются.

Я неоднократно обращал на это внимание акимов и правоохранительных органов. Пора создавать коммунальные рынки, где акимат будет определять честные и добросовестные цены.

Почему зажимается конкуренция, которая приводит к повышению цен на рынках? Неужели в этом нельзя разобраться?

По уровню доходов работники бюджетной сферы заметно отстают от производственной.

Поэтому актуальным остается повышение уровня зарплаты, особенно для нижнего и среднего персонала. Пора навести справедливость и в размерах назначенных пенсий.

Нас не могут устраивать сегодняшнее качество здравоохранения и образования, вопросы обеспечения населения чистой питьевой водой, состояние окружающей среды.

Следует критически осмыслить и работу государственных органов. Требуют укрепления отдельные звенья исполнительной власти. Оставляют желать лучшего организация их работы, и развитие реформы государственной службы.

В прошлом году мы значительно улучшили материальное обеспечение судов и всей правоохранительной системы. Теперь мы вправе ожидать серьезного улучшения в работе судебной системы в целом.

Борьба с наркодельцами, общей преступностью, борьба с коррупцией остаются главными задачами.

Наркомания в Казахстане становится большой бедой. И я не вижу, чтобы на местах правоохранительные органы страны, областей и регионов серьёзно занялись этой проблемой и начали её решать.

Приходится постоянно напоминать, что правоохранительные органы обязаны, прежде всего, защищать законные права и свободы граждан страны, как представители власти. Некоторые эту задачу понимают наоборот.

Мы должны продолжать двигаться по пути гуманизации системы уголовных наказаний и улучшения условий содержания в исправительных учреждениях.

Новое уголовное законодательство декриминализировало ряд деяний, смягчило уголовную ответственность за отдельные преступления, расширило количество наказаний, альтернативных лишению свободы.

Но статистика свидетельствует, что правоприменительная практика, как органов уголовного преследования, так и судов, напротив, стала неоправданно жесткой.

Поэтому требуется реализация ясной и определенной уголовной политики: закон должен быть суровым по отношению к лицам, совершившим тяжкие преступления, но гуманным к тем, кто впервые совершил преступление малой или средней тяжести, а также к женщинам и несовершеннолетним.

Не все ладно и в законодательной сфере. Количество принятых нами за годы независимости законодательных актов уже приближается к тысяче.

Это начинает создавать трудности с их правильным применением, возникает необходимость освобождения действующего права от правовых коллизий, устаревших и дублирующих норм.

Еще одна застарелая проблема заключается в том, что многие из принятых нами законов не работают в полную силу из-за отсутствия необходимых подзаконных актов.

Вызывают озабоченность участившиеся случаи лоббирования отдельных законов как Правительством, так и депутатами, явно просматриваются узковедомственные интересы того или иного государственного органа или предпринимательских структур в ущерб государственным интересам.

Отдельная проблема – ратификация международных договоров. Проведенный анализ показал, что за десять лет мы ратифицировали около 350 международных договоров и еще к полусотне присоединились посредством принятия законодательных актов.

Возникают вопросы: не слишком ли много мы берем на себя международных обязательств; все ли они на сегодняшний день отвечают интересам Казахстана; не мешают ли они нам развивать свое национальное законодательство в соответствии с Конституцией Республики?

Необходима инвентаризация этих договоров и принятых обязательств.

Все вышесказанное говорит о том, что необходимы правильные решения по ключевым направлениям внутренней и внешней политики. Нам нужно работать более активно, более изобретательно.

Заостряя внимание на сфере социально-экономического развития, хочу заметить, что ключевое значение приобретают четко расставленные приоритеты. Следовательно, и ресурсы надо концентрировать на них, строго соблюдать меру между накоплением и потреблением.

Для того чтобы наша работа по этим направлениям была правильной, необходимо серьезно улучшить характер, содержание и горизонты планирования, его методологическую и методическую базу.

В этих целях, начиная со следующего года Послание Президента народу Казахстана будет излагаться до начала, а не в конце процесса бюджетного планирования, чтобы разработчики изначально могли определить приоритеты на предстоящий год. Это должно происходить примерно в конце первого квартала.

Сам же процесс планирования бюджета должен быть более независим от Министерства финансов и Правительства.

Назрела необходимость добиться полного соответствия бюджетного и стратегического планирования, концентрации работы Национального банка только на денежно-кредитной политике.

Каждый министр, как этого требует стратегия, должен иметь четко разработанный и понятный для общества план работы на год, развернутый в соответствующие бюджетные программы, и отчитываться по его выполнению.

Это требование относится и к акимам всех уровней.

В следующем году при формировании и исполнении бюджета главным должен стать девиз: “Инвестиции, поддержка низкооплачиваемых и безопасность страны”.

В 2002 году Правительство должно решить следующие задачи:

завершить выработку индустриальной и региональной политики;

определиться с системой планирования;

приступить к дальнейшей децентрализации государственных функций и закрепить среднесрочную модель межбюджетных отношений;

значительно усовершенствовать бюджетный процесс, включая переход к утверждению трехлетнего перспективного бюджета.

Пора подумать и о Концепции Бюджетного Кодекса страны.

Для дальнейшего развития реального сектора необходимо срочно внести изменения в действующее законодательство по вопросам:

деятельности акционерных обществ;

регулирования рынка ценных бумаг;

учета и отчетности.

Следует также принять Закон о государственном регулировании гражданской авиацией.

До конца 2002 года Правительство должно обеспечить перевод крупных предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета.

Думаю, что созданы экономические условия для повышения минимальной заработной платы в следующем году на 20%.

Я обращаюсь ко всем компаниям, работающим в Казахстане, с просьбой повысить заработную плату своим работникам. Это будет хороший подарок казахстанцам к десятилетию Независимости.

Необходимо более активно решать задачу капитализации отечественного частного сектора, без чего мы не сможем активно противостоять негативным проявлениям глобализации в экономике.

Мы должны углублять политику импортозамещения, а также усиливать меры по экспортоориентации нашей экономики, экспансии нашего капитала в близлежащие страны.

Наш бизнес должен показать своё умение и способность к объединению в интересах страны, консолидировать свои ресурсы для решения крупных проблем инвестирования.

Правительство в этом должно помочь.

В целях увеличения объёмов экономики, поддержки бизнеса государство должно увеличить объем программы государственных инвестиций во все важные инфраструктурные объекты, выделив на эти цели из республиканского бюджета на 2002 год около 90 миллиардов тенге, или на 30% больше, чем по утверждённому бюджету текущего года.

В числе конкретных задач для Правительства на 2002 год хочу выделить следующие:

продолжить строительство и реконструкцию столицы;

приступить к освоению Амангельдинской группы месторождений газа;

продолжить строительство железной дороги на участке “Донское – Краснооктябрьский рудник”;

определиться с проектом строительства Коксарайского водохранилища;

завершить строительство моста через реку Урал в районе города Уральска.

Большие задачи стоят в плане строительства и реконструкции автомобильных дорог, куда будет направлено 42 млрд. тенге инвестиций, или на 60% больше, чем в этом году.

В следующем году должна быть завершена реабилитация автомагистрали “Алматы – Астана”.

Начнется реконструкция автодорог в Западном Казахстане “Атырау – Урал – Актобе”, дороги “Алматы – Бишкек”, “Алматы – Хоргос”, мостового перехода через реку Сырдарья около Кызылорды, продолжится строительство участков автодороги “Астана – Боровое” и автодороги “Восточный Казахстан – граница Республики Алтай”.

Большие задачи стоят и в социальной сфере.

Решение стратегических задач народонаселения во многом будет определяться качеством нашего здравоохранения, здоровьем населения.

В последние годы мы добиваемся снижения материнской и младенческой смертности. Снизилась заболеваемость острыми кишечными инфекциями и вирусными гепатитами, бактериальной дифтерией, брюшным тифом. Ликвидировано одно из наиболее грозных заболеваний – полиомиелит.

Вместе с тем, общество справедливо ставит вопрос об улучшении доступности и качества медицинских услуг.

Разрабатываем программы реформы здравоохранения, и до сих пор мы не знаем, куда идут деньги. Правительству надо, наконец, с этим разобраться.

Необходимо поднять уровень и статус органа управления здравоохранением. Надо восстановить Министерство здравоохранения.

Другим важным направлением в социальной сфере должна стать работа по совершенствованию системы образования.

Наша главная задача в этой области должна состоять в том, чтобы к концу десятилетия поднять конкурентоспособность казахстанской системы высшего образования относительно образовательных систем других стран СНГ, прежде всего России, а также передовых стран Центральной и Восточной Европы.

Учитывая, что Казахстан будет играть все более важную роль на мировых энергетических рынках, следует наладить подготовку в вузах квалифицированных специалистов. Создание Казахско-Британского университета для подготовки кадров нефтяной отрасли и менеджеров стало необходимостью. Необходимо восстановить престиж технических профессий.

Настало время принять дополнительные меры по повышению размеров пенсий и должностных окладов работников госучреждений.

В 2002 году необходимо принципиально решить вопрос социальной справедливости по группам пенсионеров. Поэтому пенсии, назначенные до 1994 года, следует повысить, на 25 %. Это затронет 1 млн. 215 тысяч человек.

Будет повышен и размер пенсий, назначенных в период 1994-1998 годов.

Необходимо повысить должностные оклады работникам государственных учреждений: врачам, учителям и другим работникам бюджетной сферы, – не начальству, а рядовому персоналу. При этом должностные оклады наиболее низкооплачиваемых категорий должны быть повышены не менее, чем на 25%.

Правительство должно в следующем году внедрить новую систему оплаты труда в бюджетных учреждениях, а также внести в Парламент проект Закона “О гражданской службе”.

Будет повышена и заработная плата государственных служащих, прежде всего – нижнего и среднего персонала.

Это повышение заработной платы и пенсий коснётся 2,7 миллионов наших граждан.

При этом надо помнить, что в прошлом году значительно была поднята заработная плата военнослужащим и всем работникам правоохранительной системы. Таким образом, улучшение экономики сказалось положительно на всех слоях населения страны.

Все большее внимание мы будем уделять сфере безопасности.

Остаются неизменными наши внешнеполитическиеприоритеты. Вместе с тем изменение ситуации и потребности страны требуют повышенного внимания к таким направлениям, как:

ускоренное формирование региональных рынков, прежде всего – евразийского и центральноазиатского экономических сообществ;

расширение сотрудничества в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества;

активизация дипломатических усилий по мирному решению проблем в Каспийском регионе.

Складывающаяся ситуация требует повышенного внимания и к формированию эффективной системы региональной безопасности, опираясь на такие международные институты, как Договор о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества.

Кроме того, мы придаем важнейшее значение СВМДА. Саммит состоится в ноябре.

Необходимо наращивать усилия по строительству современных Вооруженных Сил.

Для этого надо увеличить финансирование Армии в 2002 г. по сравнению с текущим годом примерно на 8 млрд. тенге.

Значительные средства с ростом более, чем на 50% будут выделены для пограничных и внутренних войск.

* * *

Уважаемые депутаты! Уважаемые сограждане!

Скоро мы будем отмечать 10-ю годовщину своей независимости. Для нас эта дата важна по многим причинам.

И как оценка своего труда. И как возможность самоутверждения. И как фактор воспитания нашей молодежи, детей и внуков. И как фундамент для дальнейшего развития.

Полную и точную оценку прошедшему десятилетию дадут время и наши потомки.

Но мы должны понимать, что празднование 10-летия – не привал на очень долгом пути.

Это только возможность осмотреться, чтобы понять: основная дорога еще впереди, нужны новые силы и более быстрое продвижение.

Впереди нас ждут большие задачи. Обобщенно можно сказать – это построение государства, в котором не будет места ни политическому, ни религиозному, ни национальному экстремизму.

Построение Казахстана, базирующегося на прочном фундаменте политической и социальной справедливости, экономической свободы, страны, в которой будет господствовать сила Закона.

А это именно то, что сегодня нужно не только нам самим, но и всем нашим друзьям и партнерам во всем мире. В этом гарантия нашего уверенного продвижения к достойному будущему.